Как выбрать свой первый велосипед.

picture1.jpg

С каждым годом все больше и больше людей ставит перед собой вопрос, стоит ли тратить деньги на велосипед и, если стоит, то на какой. Если ответ на первый вопрос практически очевиден, то со вторым возникает огромное количество нюансов даже у опытных велосипедистов. Сегодня мы попробуем чуть систематизировать самую разнообразную информацию на эту тему.

В первую очередь нужно определиться с типом велосипеда, который вы собираетесь покупать. В природе их существует великое множество, причем часто два очень похожих внешне велосипеда используются для совсем разных вещей.

Если вы выбираете свой первый велосипед и еще не определились, где и как будете на нем ездить, то, вероятнее всего, вам стоит остановиться на так называемом "горном велосипеде". Если быть уж совсем точным, "горными" большинство из этих велосипедов не является и после первого же спуска с настоящей горы, вероятнее всего, потребуют капитального ремонта. Более точным было бы название "велосипед для езды по пересеченной местности", но, раз уж к ним приклеилось название МТБ (Mountain bike - горный велосипед), будем и далее использовать его в статье, чтобы не запутывать вас лишний раз.

Очень вероятно, что через год-два катания вы поймете, что вас манит скорость на шоссе или безумные спуски по камням в байк парке, и это будет отличный повод купить более специализированный велосипед, но сейчас вам нужна модель, максимально универсальная, т.е. одинаково хорошо приспособленная и для езды по дорогам, и для катания в лесу, парке и т.п.


Вело2

Горный велосипед имеет следующие технические особенности, отличающие его от других типов:

 

Возможность переключать передачи


На некоторых моделях их может быть до 30-и, однако количество не всегда перерастает в качество. На самых продвинутых спортивных моделях их может быть всего 11, при том, что на дешевом велосипеде в любом магазине - 27;


Вело4


Амортизация

 

Подавляющее большинство горных велосипедов имеют амортизационную вилку, часть из них имеет еще и систему амортизации заднего колеса (в обиходе - подвеска).

По наличию амортизации велосипеды делятся на 3 типа:

  • ригид - велосипед с жесткой вилкой и без подвески заднего колеса;
  • хардтейл (“твердый хвост”) - велосипед с амортизационной вилкой, но без аммортизации заднего колеса;
  • двухподвес - велосипед с амортизацией и переднего и заднего колеса.


Те, кто знаком с бинарной логикой, могли бы спросить, а как же 4-й вариант? 

Такой вариант (жесткая вилка и амортизация заднего колеса) когда-то существовал, еще на самой заре развития горных велосипедов, но безвозвратно канул в лету.

 

Так выглядит типичный двухподвес средней ценовой категории в естетственной среде обитания:


Вело3


Тормоза:


Все современные "горные велосипеды" имеют отдельный тормоз на каждое колесо, причем, вопреки расхожему мнению, более важен из них передний.

  • Тормоза бывают двух основных типов:
  • вибрейки или ободные тормоза;
  • дисковые тормоза.

вело5



В последнее время диски активно вытесняют ободные тормоза даже в самом бюджетном сегменте. У каждого из типов тормозов есть свои плюсы, об этом - ниже.
Покрышки: 

 

вело6

Горный велосипед имеет широкие покрышки с ярко выраженным протектором для езды по пересеченной местности. К сожалению, часто "стоковые" покрышки не годятся для чего-либо более серьезного, чем не спешная езда в парке. Будьте готовы к тому, что рано или поздно вы захотите раскошелиться на покрышки уже с учетом вашего стиля катания.


Итак, вы пришли в магазин выбирать велосипед. На что обращать внимание в первую очередь?


Как ни странно, но на внешний вид, даже если вы не девочка.

Опыт многих поколений доказывает, что на велосипеде, цвет и внешний вид которого расстраивает хозяина, катаются гораздо реже, чем могли бы. Просто представьте себе картину: вы каждое утро смотрите на свой велосипед с мыслями "@&% ну, почему он такой противно сиреневый? / зачем тут цветочки? / какой идиот его так покрасил?". Да и авиационная индустрия утверждает, что красивые самолеты летают гораздо лучше.


По возможности покупайте брендовый велосипед!


Забудьте о макетах велосипедов, продаваемых под самыми разными именами на рынках, в магазинах типа Sportmaster или Auchan. Последний, кстати, дал имя целому классу супердешевых "велосипедов" - Ашан-байки.


вело7


В Ашан-байках плохо все: они чудовищно тяжелые, очень ненадежные, из-за экономии на всем езда на таких велосипедах превращается в сущий кошмар и легко отбивает желание кататься, часто навсегда. В последний раз, когда энтузиасты велоспорта решили проверить пригодность Ашан-байка для езды по пересеченной местности, он в буквальном смысле развалился по дороге к этой самой пересеченной местности: отломалась педаль.


Как выбрать надежный бренд?


Запомните главное правило покупки в интернет магазине, которое, впрочем, также относиться и к обычным магазинам, продающим велосипеды!

Доверие должны вызывать и сам интернет-магазин, который должен быть проверенным игроком на рынке и бренд производителя велосипедов. Ведь Вам, возможно, придется обращаться к продавцу по вопросам сервиса, это может очень затруднительно сделать, если магазин давно закрылся. С другой стороны очень важно внимательно подойти к выборы брендов, так как не все они одинаково хороши в разработке велосипедов и в работе с покупателями.

К лидерам индустрии можно смело отнести следующие бренды (из серьезно представленных в Украине):

  • Cannondale;
  • Felt;
  • Specialized;
  • Scott;
  • Giant;
  • Trek / Gary Fisher;
  • с недавних пор - BMC (компания молодая, но крайне амбициозная).
Это, можно сказать, элита велосипедной индустрии. Компании, которые задают векторы ее развития. На велосипедах этих компаний регулярно выигрывают чемпионаты мира. Часть разработок топовых моделей со временем перемещается на доступные модели.
Однако не нужно слишком обольщаться! Между топовыми моделями и бюджетным сегментом - пропасть и в цене, и в качестве. Купив Scott начального уровня, вы не получите ничего общего с тем велосипедом, на котором Nino Schurter выиграл несколько чемпионатов мира.
Важно другое: эти компании очень сильно дорожат репутацией и не производят откровенно низкокачественный товар, а также очень серьезно относятся к вопросу гарантии (не всегда это работает в Украине так, как задумано где-то в штаб-квартире бренда в США).
Второй эшелон представлен следующими компаниями:
  • Author;
  • Kellys;
  • Bergamont.
Чуть выше расположены:
  • Focus;
  • Univega;
  • Corratec;
  • GT;
  • Merida.
Впрочем, последние можно с чистой совестью отнести и к "элите", однако репутация бренда в Украине стала решающей при выборе категории для него.

Велосипеды этих компаний, как правило, имеют хорошее соотношение цены и качества. Покупая их, особенно осенью в сезон распродаж, вы можете прилично сэкономить, получив качественную модель, которая прослужит много лет.

В список брендов, продажу которых можно приравнять к преступлению перед человечеством попадают:
  • Winner;
  • Fort;
  • Ardis;
  • Forward;
  • Azimut;
  • Spelli;
  • Formula (не путать с очень хорошими тормозами Formula brakes!).
  • BGM (не путать с Bergamont).
Определившись с брендом, который вам импонирует, вы встанете перед сложным выбором, как правило, из 3-4 моделей. Информация представленная ниже поможет вам сделать правильный выбор.


вело13

Хардтейл почти всегда лучше двухподвеса за аналогичную сумму.


При любой возможности избегайте двухподвесов, если выбираете велосипед в категории до 1500 долларов. Двухподвесы - это отличное изобретение человечества, у них - множество преимуществ перед хардтейлами, но есть одна важная особенность.

Наличие подвески сильно усложняет конструкцию велосипеда, делает его дороже, тяжелее, сложнее в обслуживании, при этом добавляя достаточно дорогой элемент – задний амортизатор. Хороший амортизатор ведущих брендов легко может стоить, как велосипед начального уровня в сборе.

Подвеска велосипеда поглощает значительную часть ваших сил, раскачиваясь, когда вы вращаете педали, при этом чем проще модель, тем больший процент ваших сил уходит на повышение энтропии Вселеной. В итоге вы можете оказаться в неприятной ситуации, когда на покатушке с друзьями будете отставать от них из-за того, что выбрали неправильный тип велосипеда.

Если у вас нет точного и аргументированного понимания, зачем именно вам нужен двухподвес, лучше купите хардтейл. За те же деньги он будет легче, с более качественным навесным оборудованием и существенно проще в обслуживании.

Если у вас бюджет менее 1000 уе, не думайте о подвесах!

Очередного упоминания заслуживают двухподвесы из списка Ашан-байков, являющиеся по сути макетами велосипедов в натуральную величину. Они заслуживают покупки только если цель вашей жизни - тренировка с утяжелением. Езда на них аду подобна и отнимает такое количество сил, что на удовольствие от процесса уже ничего не остается.

В любом случае, двухподвес лучше покупать уже с пониманием того, какой именно и для чего он вам нужен. Такое понимание обычно приходит через пару-тройку лет катания, и, значит, их обсуждение выходит за рамки этой статьи.

В общем, первый велосипед, если вы не планируете потратить несколько тысяч долларов, выбирайте из различных хардтейлов! Точка.


Тормоза.


В последнее время дисковые тормоза почти полностью вытеснили так называемые V-brake (ободные тормоза) даже в самом популярном сегменте велосипедов (на велосипедах для скоростного спуска, к примеру, они уже давно являются единственным вариантом, который можно встретить).


вело14


Преимущества дисковых тормозов достаточно известны:

 

  • Дисковые тормоза при прочих равных условиях дают более контролируемое торможение.
  • При попадании под дождь дисковые тормоза тормозят мощнее, при этом не убивается тормозная поверхность обода в грязи.
  • Многим важно, что дисковые тормоза выглядят круче.
Чаще всего выбор сделали за вас производители, но помните одну важную вещь: плохой дисковый тормоз, к которым относятся самые бюджетные модели, тормозит хуже, чем хороший вибрейк. Если ваш стиль езды не предполагает затяжных спусков, езду в грязи и прочие экстремальные условия, может оказаться, что модель велосипеда с V-brake будет дешевле, проще в обслуживании, а с хорошими колодками и тормозить будет лучше, чем аналогичная модель с самыми бюджетными дисковыми тормозами, особенно если вместо стоковых V-brake купить хорошие тормоза типа Avid SD-7 и им подобные.


Амортизационная вилка.


вело8

Еще одна важнейшая деталь велосипеда - амортизационная вилка. Чем активнее вы используете велосипед, чем чаще ездите по бездорожью, тем сильнее на передний план выходит работа вилки.

Ее основная задача - амортизировать неровности дороги. С хорошей вилкой руки получают меньше нежелательных ударов, лучше управляемость велосипеда на любом покрытии, езда на велосипеде приносит гораздо более удовольствия, чем на жесткой вилке или плохой аммортизационной.

При прочих равных условиях лучше взять велосипед с более дорогой вилкой и навесным оборудованием попроще, чем наоборот.

Условно вилки с амортизацией можно поделить на 3 класса:

- "эластомерки" - макет вилки в натуральную величину;

- пружинно-масляные - более продвинутые модели; если не вдаваться в технические детали, работают они как правило лучше, чем "эластомерки", имеют больше настроек, но и стоят дороже;

- воздушные вилки. Опять же, не вдаваясь в технические подробности, это более продвинутый тип вилок. В преимуществах у них широкий диапазон настроек, небольшой вес, отличная работа. Однако, воздушная вилка - сложный механизм, нуждающийся в регулярном обслуживании, без которого она уже через пару лет может поломаться, и восстановление ее может обойтись не дешево.

Если есть возможность купить велосипед с пружинно-масляной вилкой, предпочтите такой вариант другим, на которых установлены эластомерные вилки.

Если на вилке написано что-то в роде RST Capa T6 или RST Gila, попробуйте найти велосипед с вилкой получше!Из недорогих вилок очень хорошо зарекомендовала себя серия RockShox Tora / RockShox Sector, которую многие, в том числе автор статьи, считают эталонной вилкой для недорогого велосипеда.


вело9


Кстати, если вы планируете часто ездить на горном велосипеде по асфальту, выбирайте вилку с функцией lockout – блокировкой хода. При езде по ровному твердому покрытию ваша скорость заметно зависит от того, как сильно раскачивается вилка от ваших усилий. Заблокированная вилка раскачивается минимально, и ваша работа не уходит впустую.

Более дорогие вилки имеют дополнительные настройки: rebound – скорость отскока, high speed compression и low speed compression – настройки высокоскоростной и низкоскоростной компрессии, некоторые имеют функцию автоблокировки, как Specialized Brain или Fox Terralogic, но опять же, все эти прелести стоят серьезных денег и выходят за рамки выбора первого велосипеда.


Система преключения скоростей


Намеренно последними в списке оборудования идут переключатели скоростей. Вам лишь важно знать, что диапазона доступных "скоростей" достаточно для любого любительского применения, и что хорошо настроенное и ухоженное оборудование бюджетного уровня работает лучше, чем дорогое, за которым вообще не следят.


Вело10


В этой индустрии есть две конкурирующие компании Shimano и Sram, которые выпускают множество линеек оборудования, начиная с самых дешевых и заканчивая профессиональным уровнем, цена который может повергнуть в легкое замешательство. К примеру, 200-300 долларов за задний переключатель скоростей.

Если на велосипеде, который вы присмотрели, стоит оборудование класса Sram X.4 / Sram X.5 или аналогичное от Shimano: Shimano Alivio или Shimano Deore, можете смело покупать, для первого велосипеда их вполне достаточно. Более дешевые линейки Shimano Tourney или Shimano Altus, пожалуй, не стоит рассматривать, если у вас не очень жесткое ограничение по бюджету. Более дорогие линейки такие, как Shimano XT или XTR или Sram X.0 / Sram XX / Sram XX1, конечно, порадуют гонщиков и приласкают сердце технократа, но для первого велосипеда, вероятнее всего, будут избыточными.


Эффект заднего переключателя


Тут стоит упомянуть об одном маркетинговом трюке, который используют производители велосипедов из второго и третьего эшелонов. Большинство людей оценивает велосипед по заднему переключателю. Это - самый распиаренный компонент велосипеда, вплоть до того, что многие делают окончательный выбор велосипеда, сравнивая модели задних переключателей на них.

Фокус в том, что на велосипед может быть установлен задний переключатель Shimano Deore XT (второй уровень сверху, весьма дорогое оборудование, способное выдерживать спортивные нагрузки), в то время как остальные компоненты установлены самые дешевые из возможных. И уже через неделю после начала езды на новом велосипеде они начинают преподносить "приятные" сюрпризы владельцу ввиду своей невысокой надежности и низкого качества.

Уважающие себя бренды, если и смешивают компоненты из разных групп, то не далее, чем из соседних. К примеру, на велосипеде могут быть установлены тормоза и задний переключатель Shimano Deore, а передний переключатель - из более простой группы Shimano Alivio (на 1 уровень ниже), но не Shimano Tourney (на 3-4 уровня ниже).


Дополнительные расходы.


вело 12

Покупая велосипед, будьте готовы к тому, что сумма, написанная на ценнике - это примерно 80% от всего, что вам нужно потратить сразу, чтобы начать кататься на велосипеде комфортно и без лишних рисков. В идеале выходя из магазина с велосипедом в руках, вы должны иметь в рюкзаке следующие предметы:

  • шлем;
  • очки;
  • перчатки;
  • насос;
  • запасная камера, латки, клей, бортировочные лопатки;
  • мультитул;
  • фляга и флягодержатель.
Это - минимальный набор. Если вы спросите у опытного велосипедиста, что он купил к своему велосипеду, некоторые цифры могут поразить ваше неподготовленное воображение. К примеру, 4 пары велосипедной обуви и 7 комплектов формы для разной погоды. И 5 пар покрышек для разной погоды.

Еще одна статья расходов, о которой вы, скорее всего, не догадываетесь, – седло и покрышки.

Как-то так получается, что комплектные седла с большинством велосипедов проектировались под анатомию инопланетян. Очень редко получается так, что первое попавшееся седло идеально подойдет под вашу физиологию. Ведь сидеть час и более на достаточно жесткой конструкции, которая где-то давит или натирает – очень неудобно.


вело11


Подбор идеальной формы седла – процесс долгий и творческий. Вам придется перепробовать несколько вариантов перед тем, как сможете найти идеальный, скорее всего, вам придется перепробовать седла ваших друзей и договариваться с магазинами о тестовых заездах (некоторые компании предлагают такой сервис). Но процесс этот – чрезвычайно важен, особенно если вы планируете кататься много и часто. Большой подмогой в этом будут велотрусы с так называемым «памперсом» - мягкой подкладкой между седлом и вашим телом, вшитой в обтягивающие велотрусы. С такой одеждой езда становится  гораздо комфортнее, особенно на дальние расстояния. Если вы – мужчина, будьте готовы к когнитивному диссонансу во время первых выездов в них.

С покрышками все проще. Нет идеальных покрышек: одни хорошо катят по асфальту, но на грунте имеют плохое сцепление, что часто заканчивается падениями в лесу. Вторые – хорошо держат грунт в поворотах, но из-за серьезного протектора плохо катятся по асфальту. Покатавшись пару месяцев, вы поймете, куда вас больше тянет, после чего можете идти покупать покрышки, хорошо подходящие под ваш стиль катания. К примеру, если 90% времени вы ездите по асфальту и изредка заезжаете в парк или в лес с друзьями, Schwalbe Hurricane будет отличным выбором, лучше практически любой стоковой резины.

Подведем итоги:

  • Выбирая первый велосипед, остановитесь на хардтейле.
  • Из возможных вариантов выбора предпочтите тот, у которого будет более качественная амортизационная вилка
  • Не гонитесь за супердорогим оборудованием и не «ведитесь» на фокус с дорогим задним переключателем.
  • Закладывайте определенную сумму, обычно это 20-30 процентов от стоимости велосипеда, на дополнительные аксессуары.

Будьте готовы потратить еще некоторое количество денег на подходящее вам седло и покрышки, более подходящие под ваш стиль катания, чем те, которые были установлены на велосипеде изначально.

И самое главное: велосипед должен быть красивым!

Удачи в выборе и до встречи на дорогах и лесных тропинках!



Перейти к списку

/home/httpd/html/repka.ua/sources/mstbase/src/module/components/MstBaseNewsList.php
Самые интересные предложения в нашей рассылке.
Подпишитесь сейчас!
/home/httpd/html/repka.ua/sources/mstbase/src/module/components/MstBaseNewsList.php